Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
+7 (499) 703-47-72Москва +7 (812) 309-93-81Санкт-Петербург

Вершим судьбы! Грамотное написание характеристики с места работы

Как получить характеристику с места работыВ последние десятилетия среди работодателей наметилась очевидная тенденция утраты интереса к форме такого документа, как характеристика на сотрудника.

Сухие по своему содержанию характеристики все активнее вытесняются рекомендательными письмами или устными рекомендациями.

...

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-47-72. Это быстро и бесплатно!

Оглавление:

Причины достаточно просты: в отличие от характеристики, рекомендация имеет более свободную форму, как по содержательным компонентам, так и по стилю изложения письма.

Однако нельзя сказать, что характеристика, как форма делового документа, устарела. Любой практикующий кадровик обязательно должен иметь эту форму документа в своем инструментарии, поскольку периодически ему будут поступать заявления от сотрудников (или распоряжения от руководства) на составление служебной характеристики.

Как правильно написать характеристику с места работы?

Скачать образец характеристики.

Как правильно составить характеристикуПрежде чем приступить к написанию характеристики с места работы, необходимо выявить ее тип, обозначить цель составления, уточнить место предоставления.

Все это поможет нам написать характеристику с места работы правильно, поскольку в зависимости от этих параметров, будет варьироваться текст в основной и заключительной части документа.

По виду (типу) служебные характеристики классифицируются на внешние и внутренние.

Внешняя характеристика

Внешняя характеристика представляет собой характеристику сотрудника, составленную по запросу самого работника или любой другой сторонней организационной структуры. Этот вид характеристики может быть необходим как работающему, так и уже уволившемуся из организации сотруднику.

как правильно написать заявление на отпускПодробнее о том, как правильно написать заявление на отпуск. Подробный образец.

В статье (здесь) налоги на гражданско-правовой договор с работником.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. http://lawyer-consult.ru/labor/employee/poryadok-rastorzheniya-dogovora.html

В случае если сотрудник в настоящее время работает в организации и не собирается увольняться, целью составления характеристики, вероятнее всего, будет являться ответ на запрос из коммерческих структур, государственных или иных ведомств, уполномоченных принять решение по вопросу, касающемуся личности работника.

К примеру, работница решила оформить опекунство над ребенком-сиротой. В этом случае орган опеки оформит запрос на характеристику сотрудницы по месту ее службы. Вероятнее всего, оценка моральных и деловых качеств работницы, отраженная в представленной характеристике, повлияет на принятие решения в ходе процесса усыновления.

Другой пример: работник стал фигурантом судебного дела. В этой ситуации суд в обязательном порядке направит запрос характеристики подсудимого по месту его работы в целях доказательства тех или иных свойств личности подсудимого, важных для вынесения решения по судебному разбирательству.

Психологические качества сотрудникаПри составлении характеристик подобного типа особое внимание в тексте характеристики следует уделить оценке морально-этических и психологических качеств сотрудника.

При этом крайне важно осознавать, что характеристика с места работы – это официальный, имеющий юридическую силу документ.

Сотрудник, ответственный за составление характеристики, перед лицом закона выступает ответчиком, гарантирующим достоверность приведенных в характеристике данных.

Бывшему сотруднику компании, уволившемуся или уволенному ранее из организации, характеристика с места работы чаще всего требуется в целях предоставления пакета документов новому потенциальному работодателю в процессе прохождения собеседования или непосредственно при приеме на работу.

В отличие от рассмотренных нами примеров выше, в подобном типе характеристик упор следует сделать на описание деловых качеств сотрудника, уровень его профессионализма при решении производственных задач, не лишним станет и упоминание о коммуникативных навыках работника внутри коллектива.

Внутренняя характеристика

Потребность в написании внутренней характеристики возникает внутри самой организации, в которой сотрудник работает в настоящее время. Цель составления этого типа характеристики заключается в выявлении деловых, моральных и иных качеств личности работника.

Оценка деловых, моральных и иных качеств личности работникаВ данном случае содержание характеристики позволит нам оценить соответствие работника занимаемой им должности, рассмотреть возможность его перевода в другое структурное подразделение, на другую позицию, поручение ему ответственной миссии в коллективе или представление интересов компании за ее пределами.

Внутренняя характеристика также позволяет определить степень применения к сотруднику поощрения либо обозначить меру дисциплинарного взыскания, в случае возникновения такой необходимости.

Тонкости жанра

При составлении как внешнего, так и внутреннего типа характеристики с места работы желательно учитывать тот факт, на специалиста какого уровня она составляется.

акт приема-передачи товара на ремонтЧитайте далее — акт приема-передачи товара на ремонт. Как правильно его заполнять?

В новости (ссылка) как рассчитать проценты по кредиту.

Бланк журнала регистрации входящих документов. http://lawyer-consult.ru/other/terminy-i-opredeleniya/zhurnal-registratsii-dokumentov.html

К примеру, в характеристике инженера, претендующего на аналогичную позицию в другой компании, необходимо сделать акцент на его исполнительность, трудолюбие, ответственность и усердие в выполнении поставленных руководством задач.

В случае если же наш инженер претендует на должность главного инженера, то особое внимание надо уделить его лидерским качествам, инициативности и успешности в решении поставленных задач, способности выстраивать отношения в коллективе, расставлять приоритеты в работе, умению эффективно организовать работу других сотрудников.

Если же мы составляем характеристику на директора фирмы, то вся оценка его личности и карьеры должна освещаться в характеристике сквозь призму его статуса руководителя.

Не менее значимым условием правильного составления характеристики является соблюдение нейтрального стиля изложения информации, корректность оценочных формулировок при составлении портрета личности работника.

Поскольку характеристика не является унифицированным документом, форма ее написания произвольная.

Общие правила. Алгоритм действий

Порядок действияЗаполняем характеристику на официальном бланке организации (желательно уместить текст характеристики на одной странице формата А4, согласно сложившейся традиции в составлении этого вида документа).

Текст характеристики имеет несколько информационных блоков и должен последовательно содержать следующие сведения:

Заголовочная часть: название документа; наименование организации, выдавшей документ; фамилия, имя, отчество работника полностью; должность работника (включая наименование организации); дата составления документа.

Основная часть: фамилия и инициалы работника, дата рождения, уровень образования, повышение квалификации и научная степень (если имеются); занимаемая должность, стаж работы в организации на дату составления, должности, которые работник занимал ранее, с указанием периодов работы и основными должностными обязанностями (кратко).

Также результаты его профессиональной деятельности: основные достижения, служебные награды, поощрения (дисциплинарные взыскания, если имелись); оценка деловых навыков работника, уровень исполнения им трудовой дисциплины.

Личные качества работника, отражающие уровень его профессионализма (к примеру, широта его кругозора, стремление к повышению уровня собственного образования, позиция в коллективе, стрессоустойчивость в конфликтных ситуациях и т.п.).

Заключительная часть: наименование организации, для которой выдана характеристика либо обобщающая фраза «выдана для предъявления по месту требования».

Документ подписывается руководителем подразделения либо начальником отдела кадров.

Подпись ответственного лица должна быть заверена печатью организации.

Памятка для составителя!

  1. До написания характеристики обязательно оформляем письменное согласие работника на передачу его персональных данных третьему лицу (согласно «Закону о защите персональных данных»).
     
  2. При составлении характеристики нельзя оценивать персональные данные сотрудника, не относящиеся напрямую к его профессиональной деятельности (национальность, религиозные или политические убеждения, жилищные условия и т.п.).
     
  3. Если характеристика предоставляется в организацию, у которой есть установленная корпоративная форма этого документа, то характеристику составляем по их форме.
     
  4. В случае если вы испытываете затруднения в том, на каких этапах профессиональной деятельности сотрудника сделать акцент в характеристике, вы можете посоветоваться с самим сотрудником, какие акценты для него предпочтительнее, исходя из целей составления документа.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 703-47-72 (Москва)
+7 (812) 309-93-81 (Санкт-Петербург)
 
Это быстро и бесплатно!

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями В Контакте, Одноклассниках, Facebook, Twitter или Google Plus.

Подписывайтесь на обновления по E-Mail: 

Расскажите друзьям!

Комментариев: 9
  1. Людмила

    У нас в прошлом году работала женщина. Сейчас для опекунства младшей сестры требуют характеристику с прежнего места работы, т.е. от нас. Законно ли это и какой датой правильно делать. В отделе опекунства говорят, что дата должна быть прошлого года?

    • Александр

      С Людмилой не согласен. Предоставление служебной характеристики при сложившихся обстоятельствах не основано на законе. Предлагаю обратиться к Трудовому кодексу статье 62. Данной статьёй установлена обязанность для работодателя по заявлению (письменному) РАБОТНИКА выдавать копии документов, которые связаны с работой работника. Перечень этих документов является открытым. Женщина во время работы за характеристикой не обращалась. В настоящее время у работодателя нет обязанности в выдаче документов лицу, на которое не распространяется действие статьи 62, поскольку она в настоящее время не находится в трудовых отношениях с работодателем. Оформление служебной характеристики «задним» числом – это обычная фальсификация обстоятельств, которых не было.

    • Людмила

      Законно. Органы опеки сами могут отправить вам запрос на выдачу характеристики вашей бывшей сотрудницы. На решение опекунского суда влияет характеристика бывшей сотрудницы, ее моральные качества. Дата должна быть та, до которой сотрудница числилась у вас.

  2. татьяна

    Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, а чтобы получить характеристику с послед.места работы, обязательно присылать туда им запрос письменный?

    • Александр

      Татьяна, письменное обращение дисциплинирует сторону, к которой вы обращаетесь, и включает механизм отсчёта рассмотрения и исполнения вашего обращения. Обращаться письменно – это значит обращаться грамотно. Письменное обращение регистрируется входящим номером и обязательно для официального рассмотрения.

    • Людмила

      Если вы находитесь в том же городе, можете сходить и получить характеристику на месте, не запрашивая в письменном виде. В письменном виде обычно запрашивают, если бывшее место работы находится отдаленно. Это затянется на дольше.

  3. Светлана

    нужна характеристика с места работы для усыновления,могу ли я не говорить о том куда и для чего она(характеристика) мне требуется? буду ли я в этом случае права?

    • Ашот

      Светлана, конечно, вы можете не освещать цель, для которой вам нужна характеристика. Только в этом случае, вы можете её (цель) не достичь. Характеристика, как деловой документ, отражает те или иные качества человека, выявленные в процессе рабочих отношений с ним. Если характеристика нужна для опеки, то уклон её должен быть направлен на ваши человеческие качества, нежели, как вы, например, можете составить отчёт.

  4. Людмила

    Характеристика с места работы нужна обязательно. Обычно органы опеки сами дают запрос . В этом случае вы не можете скрыть ее назначение. Если вам поручили самим принести характеристику, можно не указывать конкретно куда, просто написать словами: выдана по месту назначения.

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
+7 (499) 703-47-72Москва +7 (812) 309-93-81Санкт-Петербург Остальные регионы:
Онлайн-консультант
Подписка (E-mail)
Юристы-Эксперты
Москаль Александр
Москаль Александр
Многолетний опыт работы во всех областях юриспруденции и экономики
© 2017 Юридическая консультация.
Москва, Бибиревская улица, 4 (контакты).