Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
+7 (499) 288-16-54Москва +7 (812) 317-55-94Санкт-Петербург

Водитель — ответственное лицо? Образец договора о материальной ответственности водителя за автомобиль даст ответ!

Водитель ответственное лицо

Профессия водителя является одной из наиболее востребованных в наше время. Бремя на людях, сидящих за баранкой, тоже лежит не малое.

Правда, где именно заканчивается это бремя знают не все работники и далеко не все работодатели.

...

Содержание:

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-54. Это быстро и бесплатно!

Обязанности водителя

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Это обусловлено тем, что только человек, управляющий транспортным средством, знает особенности распределения нагрузки по осям, крепления предметов.


Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

Есть и пределы

Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной. Правда, говорить об этом в отношении данного вида деятельности не приходится.

Согласно законодательным актам – Трудовому Кодексу и 85-му Постановлению Министерства Труда, такой вид обязательства может применяться в исключительных случаях (эти случаи перечислены в 243 статье ТК). Поэтому пределы ущерба, который человек, находившийся за рулем авто может и должен возместить, зависят от размера его среднего официального заработка.

Исключение из правил составляют два случая:

  1. Человеку переданы материальные ценности – груз по какому-либо специальному документу. Это может быть доверенность, акт приема-передачи, либо другой подобный документ. Именно подписав эту бумагу. Сотрудник организации, отвечающий за перевозку, принимает на себя обязательства не только по доставке, но и по сохранению полученного им для транспортировки ценного имущества. Но есть один нюанс: если в ТД должность, на которую принят сотрудник, не сформулирована как «экспедитор» или «водитель – экспедитор», то никто не сможет заставить работника принимать груз под свою роспись и полностью отвечать за него. Подпись же его является его добровольным согласием.
  2. Человек является экспедитором. В связи с тем, что работа экспедитора подразумевает под собой работу с материальными ценностями, их транспортировку, хранение, учет, то требование работодателя отвечать за сохранность вверенного груза вполне обоснованного и не противоречит законодательству. Но опять же, такой сотрудник должен оформляться на предприятии правильно, и помимо трудового должен заключаться контракт о материальной ответственности за автомобиль.
    Должностная инструкция не может в данном случае содержать общих определений и в ней очень подробно необходимо прописать, какие именно функции обязан выполнять работник и что должен знать.

Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности. В остальных случаях она общая.

В чем именно заключается МО этой должности?

Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

  • Техническое состояние транспортного средства;
  • Сохранность и качество перевозимых предметов.

Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно ( по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.

Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

Теперь непосредственно о грузе.

Человек, проконтролировавший погрузку, закрывший кузов и поставивший пломбу не должен ничего, кроме как довезти груз. Другое дело экспедитор.

Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

Во время транспортировки груза контактирует с ним исключительно водитель-экспедитор, поэтому и спрос весь с него. За повреждение груза в следствии неправильного режима перевозки – некорректная или непостоянная температура, давление, отсутствие проветривания, более длительный срок перевозки и пр. экспедитор также отвечает головой.

Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей, поэтому отвечать за это он не может.

Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.

Нужно отметить, что при данном виде деятельности цепочка «грузоотправитель – водитель» удлиняется на неопределенное количество звеньев из-за того, что между этими её составляющими стоит энное количество транспортно-экспедиционных посредников.

Именно эти посредники заключают с собственниками с перевозчиками договор-заявку на доставку груза, в которой помимо стандартных условий (пункты погрузки/выгрузки, характеристика груза, условия перевозки, оплата, данные авто и водителя) приписывают водителю (не наделяя его функцией экспедитора) отвечать за нанесение ущерба в полном объеме.

Это неправомерно, так как контракт на перевозку не является трудовым соглашением или специальным документом.

Заключение необходимых соглашений

При приеме сотрудника, который будет заниматься транспортировкой чего-либо, работодатель должен четко обозначить как для себя, так и для будущего водителя, будет ли в его обязанности входить функция экспедирования. Именно от этого зависит порядок дальнейшего оформления и работы.

Если работник выполняет только функции вождения автомобиля, то с ним должен заключаться трудовой контракт.

Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной материальной ответственности и о соответствующем соглашении речи идти не может.

Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:

  • Трудовой контракт;
  • Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
  • Должностная инструкция.

Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..

Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право. Тогда у работодателя два варианта действий:

  • Оставить работника на должности, но взять на себя все риски. В случае нанесения ущерба экспедитор будет компенсировать порчу только в размере своего среднего заработка за один месяц (за исключением случаев, упомянутых в ТК в статье 243);
  • Расторгнуть трудовые отношения;
  • Предложить другую должность.

Составление договора

При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

В наличии должны находится следующие разделы:

  • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
  • Предмет – определение обязанностей;
  • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями ;
  • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
  • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза ,и которые от него не зависели;
  • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
  • Подписи и печати сторон.

Чем подробнее будет расписан каждый раздел, тем меньше будет трудностей при взыскании. Вы можете скачать документы.

Договор о материальной ответственности водителя за автомобиль — образец.

Договор материальной ответственности с водителем грузового автомобиля.

Образец договора материальной ответственности водителя экспедитора.

Заключение

Как видно, каждый человек, занимающийся перевозкой чего-либо отвечает за это в полном или частичном объеме. А вот правильное разграничение обязательств зависит от грамотности составления рабочей документации, подкованности работодателя в сфере трудового права и внимательности самого человека.

О других должностях с ответственностью вы можете ознакомиться у нас:продавец, работник кассы, сторож, военный, директор, кладовщик, а также завхоз и другие специфические должности.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 288-16-54 (Москва)
+7 (812) 317-55-94 (Санкт-Петербург)
 
Это быстро и бесплатно!
Комментариев: 24
  1. Анастасия

    Если водитель-экспедитор доставил груз . но не довёз накладные на товар , мотивируя тем , что они где-то затерялись , как быть и кто несет ответственность??

    • Олег

      Здравствуйте Анастасия. Вы имеете полное право не принимать товар. Ответственность несёт, экспедитор.

    • Елена

      Здравствуйте. Анастасия. В вашем случае ответственность несёт экспедитор. Требуйте от него накладные на товар.

  2. Ника Маркова

    Добрый день . Нужен договор о полной индивидуальной МО за транспортное средство и за перевозимый груз . Я Ип передаю в пользование свою технику (грузовой автомобиль) для перевозки груза . Контракт на оказание транспортных услуг с грузовладельцем подписан между мной (ИП) и грузовладельцем . Сейчас хочу подписать с экспедитором соглашение о том что он полностью и в полном объеме отвечает за ТС и перевозимый груз . Как правильно это все сделать ?

    • Андрей Пудов-Москаленко

      Уважаемая Ника. Форма, виды и содержание документов на перевозку груза (услуг, фрахтования и т.д.) указаны во второй части ГК РФ. Контракт на перевозку груза имеет еще и типовую форму, утвержденную минтрансом, в которой указываются существенные условия, в том числе и условия ответственности сторон. В нем можно прописать условия о полной ответственности того, кто за рулем за груз и за транспортное средство. Также часто практикуют грузоперевозчики по мимо страхования по ОСАГО, еще заключать так называемые ДОСАГО, что бы уж со всех сторон обезопасить себя. Формы можно найти в интернете. Разнообразие большое, можно подобрать для себя с любыми условиями. Успехов Вам.

    • Наталья

      Здравствуйте, Ника. В данной статье представлен образец необходимого вам документа и рассказывается, как правильно его заполнить.

  3. Инна Филиппова

    Меня лишили прав. Даю человеку свой автомобиль для перевозки моего груза. Какой контракт заключить?

    • Елена

      В вашем случае лучше всего заключить договор оказания услуг. В этом договоре можно предусмотреть все условия ответственности за сохранность груза во время перевозки и вашего автомобиля. В этом случае нужно вписать человека которому вы доверяете автомобиль а в действующий полис ОСАГО или заключить новый договор ОСАГО на срок перевозки.

    • Иван Александрович

      Здравствуйте Инна, если вы сами не присутствуете при транспортировке, или грузоперевозка состоится один раз, то можно выписать человеку доверенность на право управления вашим ТС и вписать его в полис ОСАГО.

  4. Игорь Киселёв

    как можно составить договор МО с водителем беря его на работу на воровайку

    • Анна

      Здравствуйте, Игорь. В данной статье представлен образец и рассказывается, как правильно его заполнить.

    • Наташа

      Игорь, доброе время суток. Не очень понятен ваш жаргон, но различные образцы вы можете посмотреть выше, загрузив их к себе на компьютер. Обязательно должен содержать преамбулу, предмет, права и обязанности сторон, способы определения размера и взыскания ущерба, исключающие обстоятельства, способы разрешения споров, подписи и печати.

  5. Григорий Яковлев

    Работодатель хочет заключить договор аренды служебного автомобиля. Как это правильно оформить?

    • Ольга

      Григорий, здравствуйте. Согласна с Павлом. Сотрудник же у Вас трудоустроен, а не в аренду попросил автомобиль. В этом соглашении аренды, нет абсолютно никакой необходимости.

    • Павел Иванович

      Здравствуйте Григорий, если автомобиль находится в собственности вашего предприятия и сотрудник официально трудоустроен, то для соблюдения законодательства нет необходимости заключать с ним договор аренды. Достаточно написать ему доверенность и включить его в страховой полис ОСАГО.

  6. Вячеслав Фомин

    работаю от диспетчера.вез груз при выгрузке палетами водном палете были порваны 4 мешка, диспетчер говорит что оплату не получу что делать. договор есть

    • Наташа

      Вячеслав, здравствуйте. При загрузке товара вы проверяли его целостность? Если да, то все обязательства по дальнейшей сохранности товара лежит на вас как на материально-ответственном лице. Почитайте свой контракт, есть ли там пункт об этом.

    • Наталья

      Здравствуйте, Вячеслав. Ознакомьтесь внимательно с условиями договора. Если согласно условиям, за причинение ущерба отвечаете вы, вам необходимо будет оплатить стоимость этого товара.

  1. Тимофей Крылов

    Здравствуйте. как можно составить договор. Передаю автобус в аренду. Заранее спасибо

    • На вопрос отвечает эксперт-юрист Александр

      При составлении потребуется соответствовать требованиям, предъявляемым законом к договорам аренды без экипажа, поскольку человек приобретает статус арендатора. Условия аренды устанавливаются соглашением сторон и могут быть детализированы до мельчайших подробностей. При заключении важна форма договора. Обязательно письменная, на какой бы срок он не заключался. Регистрации такой договор не подлежит.
      Обоснование: ГК РФ (статьи 642, 643).

      Бесплатная помощь юриста
      +7 (499) 288-16-54Москва +7 (812) 317-55-94Санкт-Петербург
  2. Ренат Матвеев

    Добрый день,подскажите пожалуйста является ли перевозчик водителем-экспедитором?

    • На вопрос отвечает эксперт-юрист Александр

      Если перевозчик на договорной основе принимает обязательства по предоставлению транспортно-экспедиционной услуге, то круг его обязанностей расширяется посредством добавления обязанностей экспедитора. Под перевозчиком понимается не тот, кто за рулем, а ю\лицо или и\предприниматель. Экспедитор же выполняет, организует выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определённых соглашением о транспортной экспедиции. Перевозчик может брать на себя транспортно-экспедиционную функцию.
      Обоснование: Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (п. 4 Правил), ГК РФ (статьи 785, 801).

      Бесплатная помощь юриста
      +7 (499) 288-16-54Москва +7 (812) 317-55-94Санкт-Петербург
  3. Николай Константинов

    в случае если машина была нанята через компанию, которая в последствии оказалась прокладкой для мошенников и товар перенаправили в другой город где он пропал…. водитель подписывал все ттн можно ли предьявить финансовые претензии прямо тому кто был за рулем?

    • Артём Игоревич

      Если передаёте в аренду прописываете в договоре АРЕНДЫ

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий

© 2018 Юридическая консультация.
Москва, Бибиревская улица, 4 (контакты).