Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
+7 (499) 703-47-72Москва +7 (812) 309-93-81Санкт-Петербург

Принудительное изъятие земельного участка: порядок, причины, основания

Принудительное изъятие земельного участка

Если вы обладаете участком, за которым осуществляете надлежащий уход – то у вас достаточно гарантий чтобы извлекать полезные свойства, получать прибыль от обработки земли. Но существует ряд причин, определяющих возможность его изъятия. В контексте их реализации, права на него будут утрачены. Чтобы этого не произошло, надлежит соблюдать регламент и нормативы, предъявленные для землепользования. Однако запрещение землепользования имеет право произойти по инициативе хозяйствующего субъекта, для потребностей федеральных или региональных систем планирования.

...

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-47-72. Это быстро и бесплатно!

Оглавление:

Определение понятия

Определение понятияЭто процесс, прерывающий разрешение на эксплуатацию земельного участка. При его посредстве земли отчуждаются от владельца путём передачи правопреемства в ведение государственных или региональных форм владения.

Изъятие производится для муниципальных или государственных потребностей, с ориентацией на положения статьи 55 ЗК РФ, а в соотношении со статьёй 51 ЗК РФ, имеет право производиться их реквизиция. В соответствии с п.1 статьи 49 Земельного кодекса, изъятие осуществляется путём выкупа, но исключительно тогда, когда ситуация приобретает глобальные масштабы, требующие задействования огромных территорий для проведения деятельности международного значения.

7 глава ЗК РФ:

Статья 51. Реквизиция земельного участка

  1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
  2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.
  3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
  4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
  5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.
  6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Обозначенный процесс изъятия (выкупа) земель сопровождается его регистрацией. Только после её проведения, муниципалитет или государство, получают возможность отделения и законного присвоения отчуждённых участков. Ориентируясь на эти положения, закреплённые в п.2, статьи 8 ГК РФ, возникают различия между правилами изъятия арендуемых земель и участков, являющихся частной собственностью.

Земельный участок как хозяйственный субъектЗемельные участки, что муниципалитеты предают в аренду, являются собственностью регионального хозяйствующего субъекта. Соответственно, договор аренды просто расторгается, с объяснением причины этого инцидента, после чего регистрируется расторжение договора. Его расторжение практически не может оспариваться – закон всегда на стороне собственника. Но если земли находятся в личной собственности – при их изымании, требуется договорная основа с собственником, что определит обязательства сторон.

По сути, земельный ресурс, являющийся личным достоянием, имеет значительное преимущество в сравнении с иными формами эксплуатации земель, которые не защищены конституционными правами.

Различие в регистрации следующее:

  1. Данный объект приходится заново ставить на кадастровый учёт.
  2. Составлять новые документы на установление права собственности.
  3. Присваивать новый кадастровый номер.

Основания и причины изъятия, классифицируются по следующим характеристикам:

  1. Применение участка, не совпадающее с установленной категорией земель.
  2. Неиспользование в течение обозначенного договором, времени.
  3. Искажение норм пользования, за счёт чего происходит понижение качества почвы или экологической обстановки.
  4. Пагубное влияние, хотя оно, возможно, не имеет прямого умысла, а происходит в соответствии с небрежным уходом за почвой, вследствие употребления ядохимикатов и прочих токсичных средств.
  5. Изъятие для муниципальных или государственных потребностей или реквизиция земель.
Изъятие в связи с неиспользованием, совершается в соответствии с положением, которое, предоставило земли в пользование. Приобретение земли (аренда), подразумевало некоторое влияние на статус преобразуемых земель со стороны лица, взявшего на себя ответственность за их уходом и обеспечением работ на территории участка.

Но, если вменённые землепользователю действия не были выполнены, что характеризуется отсутствием начала или продолжения работ по обработке земель, уходу, строительству жилых или нежилых объектов и т.п. – это говорит о невыполнении поставленных условий. Такие земли переходят в категорию бесхозных участков, и изымаются у несостоявшегося, нерадивого хозяина.

Муниципалитет дает срок 3 годаДля начала планируемых работ, муниципалитет даёт срок в 3 года. Если в течение этого времени уход за участком не производился – земли имеют право изъять. Некоторые регионы, богатые неиспользуемыми землями, продляют этот период, по усмотрению администрации.

Изъятие в связи с использованием не по назначению, опирается на иную причину. Участки начинают эксплуатировать, но нарушая их целевое предназначение. Все земли характеризуются по их причастности к категории. Этот общепринятый норматив применения земли, не вправе подвергаться произвольному изменению. Его нужно принимать как данность. Категории земель следующие:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Городские, районные, сельские населённые пункты.
  3. Используемые территории: министерствами, ведомствами, крупными промышленными предприятиями.
  4. Особо охраняемые территории.
  5. Лесной фонд.
  6. Водный фонд.
  7. Земли запаса.

Информация о категории отражается в записях кадастрового учёта и становится причиной для применения земли определённой категории исключительно в соотношении с разрешённым применением. Например, территории лесной зоны, нельзя подготовить под постройки комплекса зданий, вырубая для этой цели лесные массивы. В условиях городского типа запрещено разбивать участки для огорода, разведения домашнего скота.

Каждый земельный участок обретает своё предназначение, определённое целесообразным и целенаправленным применением, в контексте аналогичных земель. По причине объективно грубого нарушения целевого назначения, земельный участок может изыматься.

Кроме этого, изъятие будет производиться, если технология обработки и эксплуатации верхнего слоя почв, будет проводиться противоправным образом, наносящим ей непосредственный вред.

По преимуществу это касается предприятий, которые не обеспечивают соответствующей очистки отходов, сливая их на плодородные почвы или загрязняя водный земельный фонд.

Таким безответственным землепользователям будет вменено исправить нарушение, а в случае неисполнения, земли могут изъять, а предприятию запретить функционирование. Те же условия предъявляются к любому землепользователю, будь то физическое или юридическое лицо.

Особым и неоспоримым прецедентом для изъятия участков, будут причины, государственной важности. Этот тип отчуждения, находится в числе приоритетных оснований.

Правила и условия изъятия

Правила и условияЕсли земли изымаются для масштабных работ, учитываются права собственника на землю. Соответственно, изъятие земель у собственников – это крайняя мера, которая применяется при исключительной необходимости. Чтобы этот процесс имел прочную юридическую основу и не стал поводом для самодеятельности муниципальных образований – он опирается исключительно на положения федерального законодательства.

Принудительное изъятие земель представляет целенаправленную деятельность, согласованную на федеральном уровне. Кроме этого, федеральное законодательство разработало исчерпывающий перечень условий, в связи с которыми производится изъятие земель. В его контексте разработан упорядочивающий изъятие земель, алгоритм, он определён порядком:

  1. Выкупа земельного участка.
  2. Определения выкупной цены.
  3. Прекращения права владения и пользования.
  4. Другие значимые вопросы, касающиеся обозначенной проблемы.

Алгоритм выстроен с учётом предусматриваемых процедур, они потребуют пошаговых действий с соблюдением взаимных интересов сторон.

Принятие решения об изъятии практически не регламентированное действие, участки могут изыматься в связи с различными причинами, основанными на планируемых действиях разных ведомств, отвечающих за выполнение и реализацию планов. Однозначно то, что решение принимается взвешенно, при рассмотрении плана реализации строительного или иного мероприятия государственной важности.

Для этого разработан ряд соответствующих норм, закреплённых в статье 31 и 32 Земельного Кодекса РФ. Они определяют правила и условия изъятия, а также тщательно подготавливают все действия по процедуре изъятия. Первичное решение об изъятии земельных участков в пользу государства, принимается на федеральном уровне.

После выхода постановления о реализации этой процедуры, принятие решения о конкретных шагах и организации этой деятельности, вменяется муниципальным образованиям.

Порядок и процедура

Порядок и процедураПостановление об изъятии земельного участка становится началом производства процедуры перехода земель в ведение государственного распоряжения. Никакие сверхважные государственные проекты не нарушают процедуру землепользования. В частности, постановление составляется с учётом категории земель и разрешением на их использование. Постановление обязано содержать мотивирующие причины изъятия.

Они в подробном виде, излагаются в соответствии с планируемым государством процессом деятельности, который требует изъятия земель определённой категории. Постановление имеет резолютивный статус и не подлежит обсуждению со стороны муниципального образования, которому оно вменяется в ответственность при исполнении. После выдачи постановления, региональный орган самоуправления, изучает его, согласовывает возможности его исполнения и определяет стратегию претворения этого плана, в жизнь.

Муниципалитет обязан рассмотреть варианты проведения процесса с разных точек зрения и с учётом всех возможных нюансов. На основании федерального постановления, муниципалитет готовит проект изъятия участков, с обязательным указанием их кадастровых данных.

Извещение об изъятии становится новым шагом в проведении обозначенного процесса. По положению, землевладельцы информируются о планируемом проекте, троекратно:

  1. На самом раннем этапе, пока проведение работ только планируется, и соответствующий участок рассматривается как претендент на изъятие. Эта процедура обязательна не во всех случаях, так как включает в себя максимум возможностей, не все из них будут реализованы.
  2. После принятия решения о достоверном планировании проводимых работ и определения точного места, которое задействует изъятые участки.
  3. Последнее предупреждение перед началом работ.

Сроки изъятия земельного участка определяются в 1 год с момента последнего предупреждения. Это обязательное требование, его нецелесообразно нарушать. В противном случае, землевладелец имеет полное право признать действия незаконными и оспорить их в суде, опираясь на несоблюдение сроков. Срок в 1 год определяется, чтобы стороны успели адекватно сориентироваться в своих возможностях, на счёт предстоящего обустройства и взвесить все возможные варианты.

Решение об изъятии может быть оспорено в суде в срок 10 дней с момента получения извещения.

Соглашение об изъятииСоглашение об изъятии земельного участка составляется с собственником или арендатором земель при условии его согласия на изъятие земель и при отсутствии претензий по процедуре изъятия, с его стороны. Оно должно быть составлено не позднее 1 года после последнего уведомления. Соглашение составляется в свободной, не регламентированной форме, но с условиями соблюдения всех важнейших норм, придающий этому документу, важный юридический статус.

По своей сути соглашение – это своего рода актуальная договорённость об изымании земель, где рассмотрены все нюансы процесса, методично внедряемого в реализацию. Постановление об изымании адекватно анализирует все грани процесса, что даёт при составлении соглашения юридическую правомочность и экономическую стабильность сторонам.

Посмотреть образец вы можете здесь.

При возникновении претензий или в случае несогласия на изъятие, собственник имеет право оспорить необходимость изъятия его участка в суде.

Особенности «Нового порядка» изъятия участков, которые были приняты с 1 апреля 2015 года, определяют, более чёткие и структурные положения по обозначенному вопросу, в следующих направлениях:

  1. Собственники, арендаторы и иные землепользователи объединены в категорию правообладатели.
  2. Уточнены основания изъятия для государственных и муниципальных нужд.
  3. Установлены особенности кадастрового учёта при проведении процедуры.
  4. Определён порядок прекращения пользования и компенсации за изъятие земель.

Возмещение убытковВ соответствии с новыми положениями, при изъятии не играет роли, форма собственности участка. Общая тенденция опирается на государственные или муниципальные нужды, в соответствии с которыми участки изымаются, и наступает прекращение пользования ими, со стороны граждан или юридических лиц. Однако форма собственности играет ключевую роль в определении компенсации, которая предоставляется правообладателю на аналогичных условиях.

Решение об изъятии подлежит регистрации. После регистрации лицо, которое путём соглашения или иным путём не способствовало отчуждению участка, может попасть под риск несения расходов за создание препятствий для проводимых государственных или муниципальных работ. Стоимость проводимых работ может существенно превышать стоимость земли.

Временное изъятие и последующее предоставление земли осуществляется в качестве ограничения или обременения в том случае, если обе стороны видят возможность временного использования земельного участка, с полным его изъятием и последующим возвращением, после завершения работ. Решение подобного рода принимается органами юстиции.

Специально разработанной программы для временного изъятия земли не существует. Поэтому оно осуществляется в соответствии с чётко разработанным алгоритмом публичного сервитута, который устанавливается на 100 % задействования земель, с последующим возвращением.

Гарантии возмещения убытков

Гарантии возмещения убытковВ соответствии с п.1, ст. 62 ЗК РФ, изъятие земель для государственных нужд может производиться исключительно, на основании равноценного возмещения причиненных убытков. Постановление о возмещении убытков и компенсации за изъятие земель может приниматься:

  1. Федеральным законодательным актом.
  2. Муниципальным органом.
  3. Органом местного самоуправления.

Основной гарантией возмещения убытков является составленное соглашение, которое определяет условия выкупа земель и указывает сумму, предоставляемую в виде компенсации за земельный участок. Если собственник отказался от заключения соглашения, органы власти изымают земельный участок в судебном порядке, с представлением суду, предложения по возмещению ущерба. Решение суда, вынесенное по этому поводу, может быть оспорено только судом следующей инстанции.

Для определения суммы компенсации, в расчёт берётся рыночная стоимость земель, а также – рыночная стоимость недвижимого имущества, находящегося на участке, стоимость надворных построек, насаждений, работ по ландшафтному дизайну.

Ниже вы видите текст статьи из 9 главы ЗК РФ:

Статья 62. Возмещение убытков

  1. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
  2. На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

Заключение

Как видно, условия изъятия земель принципиально отличаются по результату, в соответствии с причиной изъятия. Если при ненадлежащем подходе к уходу за плодородием участка или при нарушении норм использования (не использовании), хозяин участка может его просто потерять, — то при изъятии земель для государственных нужд, картина складывается совершенно иначе. Государство или хозяйствующий субъект возместят все убытки по закону и в полном объёме.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 703-47-72 (Москва)
+7 (812) 309-93-81 (Санкт-Петербург)
 
Это быстро и бесплатно!

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями В Контакте, Одноклассниках, Facebook, Twitter или Google Plus.

Подписывайтесь на обновления по E-Mail: 

Расскажите друзьям!

Нет комментариев

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
+7 (499) 703-47-72Москва +7 (812) 309-93-81Санкт-Петербург Остальные регионы:
Онлайн-консультант
Подписка (E-mail)
Юристы-Эксперты
Москаль Александр
Москаль Александр
Многолетний опыт работы во всех областях юриспруденции и экономики
© 2017 Юридическая консультация.
Москва, Бибиревская улица, 4 (контакты).