Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
+7 (499) 703-47-72Москва +7 (812) 309-93-81Санкт-Петербург

Правовые основания публичного сервитута в отношении земельных участков

Публичный сервитут участка

Общественные отношения требуют от людей взаимодействия, которого они не всегда могут достичь, особенно в случаях, связанных с имущественными интересами лиц. В подобных ситуациях граждане ведут себя по-разному. Иные вступают в конфликт и решают вопросы эмоционально, другие договариваются.

Третьи решают вопросы имущественных прав на законных основаниях, не требующих дополнительных договорённостей сторон. Одним из таких примеров является установление сервитута.

...

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-47-72. Это быстро и бесплатно!

Оглавление:

Особенно безапелляционным оказывается установление публичного сервитута, позволяющего государству проводить необходимые работы в условиях расположения на территории собственника, обременённого зависимостью от имущественных интересов государства или муниципалитета.

Общая информация

Публичный сервитутПубличный сервитут в отношении земельных участков возникает в условиях взаимозависимости разных видов объектов, принадлежащих разным лицам и располагающимся на совместном участке земли.

Ответ на вопрос «Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков» вы можете узнать здесь.

Использование участка, попадает под ограничение с обеих сторон.

Государство, муниципалитет или организация вынуждены проводить соответствующие действия на участке гражданина, которому он принадлежит или устанавливать на его части собственный имущественный объект: трубу газопровода, бойлер, трансформатор и т.п.

Осуществляя правоустанавливающее взаимодействие на участке для нужд муниципалитета, на него налагается публичный сервитут.

Земельный сервитут – это использование чужого участка земли, на основании законного прецедента (уважительной причины), ограничивающего собственника в правах на оговоренную часть принадлежащего ему земельного участка.

Наиболее приемлемый и взаимовыгодный вариант – ограничение, принятое на основании взаимных договорённостей. При отказе со стороны собственника – через суд. Установление сервитута представлено по двум типам субъекта ограничения:

  • частный (общественный) сервитут, возникающий для нужд ограниченного количества лиц;
  • публичный сервитут, имеющий муниципальное значение.

Частный характер сервитута возникает из отношений частных лиц или общественных интересов групп людей, взаимодействующих в пределах общих земель или на участках, соединяющихся друг с другом.

Эти отношения обременены в связи с реальным положением вещей: стены домов, межевые заборы, трубы, стены надворных построек зачастую устанавливаются вплотную к землям соседствующих участков.

На сегодняшний день существуют требования при планировании строительных работ, связанные с эксплуатацией или обслуживанием зданий. Но в кварталах старинных построек, эти требования не всегда были соблюдены, что приводит к некоторым неудобствам.

Сервитут участкаОбременённость участка сервитутом среди частников не столь распространённое явление, здесь в приоритете устные договорённости.

Но когда, например, сосед затеял ремонт своего дома, его строительство, прокладку водопровода или газопровода через близлежащий участок, где ему не позволяют проводить соответствующие работы, то возникновение сервитута может стать насущным.

В некоторых случаях сосед собственник предложит занять часть участка гражданина за приемлемую плату, собственным имущественным объектом. Если это предложение будет принято, то сервитут, как способ пользования участком, станет гарантией сохранности имущества на чужой территории.

Возможны случаи установления общественного сервитута дачными или гаражными кооперативами, когда на участок одного из членов, устанавливается общественный имущественный объект, с взаимным предоставлением преимуществ. Чтобы эти отношения носили правоустанавливающий характер, их скрепляют отношения сервитута.

Публичный сервитут носит правоустанавливающий прецедент изначально, так как он всегда вызван необходимостью использования земель для действий, согласованных с административным образованием и – в интересах населения. Также они могут носить характер федеральных правоустанавливающих полномочий.

Однако для жителей городов некоторые обременяющие их, муниципальные объекты не являются сервитутами. К таковым, в первую очередь, относятся линии электропередач, налагающие на собственника участка ограничения и ряд запретов.

Он утрачивает право строить здание под проходящими над участком проводами и даже вырубать деревья. Подобные ограничения могут налагать и другие линейные объекты, а также – линейно-кабельные сооружения.

Границы зон действия

Установление сервитутаГраницы зон действия публичных сервитутов оформляются путём составления межевого проекта.

Этот документ не основной, он дополняет данные межевого плана, в котором содержатся сведения из кадастровых записей и указаны кадастровые номера.

Когда сервитут охватывает комплекс земельных участков, межевой проект наносится на всю территорию зоны обременения. Межевой проект составляется кадастровыми инженерами и проектировщиками соответствующей квалификации.

Если отдельный муниципальный объект располагается на одном участке, принадлежащем собственнику, то межевой проект составляется на основании межевого плана соответствующего участка, с учётом соответствующих кадастровых записей.

Для этого копируется снимок с интерактивного плана, затем на него наносятся межевые линии, выделяющие зону участка, обременённую сервитутом. Межевой проект утверждается муниципалитетом и составляется по типовому образцу.

Основания возникновения

Основания для возникновения публичного сервитута продиктованы муниципальными нуждами. Основанием будет служить поданное главе местной администрации заявление о насущной необходимости пользования участком, с обоснованием причины.

Публичный сервитут возникает исключительно на законном основании и опирается на нормативные правовые акты РФ и хозяйствующего субъекта региона. Решение принимается на основании публичных слушаний.

Здесь определяется необходимость пользования на основании:

  • прохода или проезда;
  • проведения коммунальных, электротехнических, инженерных и прочих, действий;
  • Сервитут земельного участкаразмещения межевых и геодезических знаков;
  • проведения дренажных работ;
  • прогона или выпаса животных;
  • сенокоса, охоты или рыболовства;
  • проведения геологоразведочных изысканий.

К числу оснований могут относиться и другие причины. Особенно важны те, что позволяют населению отдыхать на природе, ходить на озёра или в леса.

Порядок установления

Порядок установления публичного сервитута осуществляется на основании 23 статьи ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Он определяет наименьший ущерб для лица, позволяя ему предельно свободно пользоваться своим участком. Сервитут может быть установлен на определённый срок, в пределах проводимых работ, а может быть бессрочным.

Землепользователь имеет возможность определить плату за сервитут. Когда сервитут нарушает интересы землепользователя кардинально, то он имеет право обратиться в муниципалитет с заявлением о возмещении материального ущерба и предоставлении ему другого, равноценного участка.

По окончании работ, когда необходимость ограничения отпадает, гражданин может просить отмену сервитута. При распоряжении имуществом, сервитут продаётся, меняется или дарится вместе с землями. Сервитут регистрируется в отделении Росреестра после получения административного акта.

Алгоритм действий

ПубличныйРассмотрим алгоритм установления публичного сервитута.

Для его производства, нужно подать заявление в органы местную администрацию.

Обратиться с заявлением могут:

Это нормативный акт, однако, его действия носят индивидуализированный контекст, который рассматривает узкую проблему пользования землями с точки зрения широкой общественности. Поэтому при обращении должны учитываться все нюансы.

Составление заявления

Заявление пишется на имя главы местной администрации, в соответствии с муниципальными нормативами. Его фамилия, инициалы и должность пишутся в верхнем правом углу, ниже указываются данные подателя заявления. После этого посередине листа указывается наименование документа (заявление) и в основной части содержится подробная информация по следующим моментам:

  • сведения об участке;
  • цели сервитута и объяснения причин правомерности;
  • планируемый срок его установления (исходя из объёма и сроков проводимых работ) или бессрочно;
  • сведения о собственниках и их отношении к проводимым работам;
  • сведения о заявителе;
  • дата, подпись (с расшифровкой).

После подачи заявления, будет указана дата слушания по поставленному вопросу. До начала слушаний, уполномоченная комиссия тщательно рассмотрит материалы дела для установления наиболее полной и объективной картины.

Публичный сервитутПри установлении обременения федерального значения, сроки рассмотрения вопроса комиссией, не устанавливаются.

Полученные материалы и поданное заявление станут предметом рассмотрения для вынесения решения.

Материалы слушаний оформляются протоколом, на основании выписки из которого, подготавливаются административные решения.

В течение трёх дней после вынесенного решения и подготовки необходимых документов, инициатор может подойти лично и получить решение на руки, под расписку о его выдаче. Кроме того, результаты слушаний должны быть представлены на сайте государственных услуг. Далее оформление сервитута потребует регистрации в кадастровых записях участка.

Если полученное решение, по результатам будет неудовлетворительным, то в течение 10 дней после его получения, можно обратиться в суд для его обжалования.

Значительно быстрее вопрос будет урегулирован, если при обсуждении возникнет прецедент соглашения . Добровольно договориться можно ещё до подачи заявления в муниципалитет.

Составление соглашения потребует указать наименование сторон, с полным указанием данных, в том числе – и паспортных, а также реквизитов (юридические лица) и формы собственности предприятия.

После сведений о сторонах, указывается наименование документа (соглашение об установлении сервитута), и в основной части указывается:

  • причина, с подробным объяснением необходимости проводимой деятельности;
  • все имеющиеся сведения на основании записей учёта и характеристик земельного участка;
  • срок, или претензия на установление бессрочно;
  • подписи сторон (с расшифровкой), дата составления соглашения.

Публичный сервитут всегда имеет вид акта федерального или муниципального значения, поэтому его легализация требует административного утверждения. В связи с этим, главе администрации подаётся заявление вместе с соглашением.

Публичный сервитут участкаПо решению администрации, вопрос может быть решён на основании представленного соглашения.

При необходимости (значимости обременения сервитутом), оба документа будут представлены на слушания.

После полученного нормативного решения от административного органа, сервитут должен быть зарегистрирован.

Регистрация

При регистрации потребуются следующие документы:

  • паспорт или доверенность представителя;
  • нормативный акт об установлении сервитута;
  • межевой план участка;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Госпошлину оплачивает лицо, в чью пользу которого регистрируется сервитут. Она составляет 6 000 рублей, так как в данном случае в процессе участвуют юридические лица.

Если сервитут не зарегистрирован, но запись в кадастровом учёте имеется, то, вероятно, участок подлежал имущественной сделке. Необходимо понимать, что участок передаётся новому владельцу вместе с обременением сервитутом.

Если новый владелец не зарегистрировал участок в Росреестре, значит – регистрации участка не будет, так как регистрацию нужно обновлять с момента любого изменения, проводимого в отношении имущественного владения. Это нарушение условий существования сервитута, который всегда должен отражать реальное положение вещей.

Здесь возможны два решения:

Публичный сервитут земельВполне вероятно, что срок обременения участка сервитутом завершился, но не была произведена регистрация отмены сервитута.

В любом случае, кадастровые учётные записи должны быть в полном порядке, поэтому с этим вопросом надлежит разобраться.

Прекращение

Прекращение публичного сервитута возникает тогда, когда заканчивается срок его действия, установленный нормативным актом. Если работы, в соответствии с которыми, налагалось обременение участка, закончены досрочно – землевладелец имеет право обратиться в административный орган к уполномоченному лицу с заявлением об отмене сервитута.

Прекращение путём отмены может быть произведено и в судебном порядке, если права землевладельца кардинально нарушены. При этом, землевладелец может продать свой участок юридическому лицу, обременившему его сервитутом или муниципалитету, за разумную плату.

В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин, в соответствии с которыми был установлен сервитут.

Итоги

Собственнику земельного участка необходимо понимать, что обременение его земель публичным сервитутом – это необходимость, связанная с использованием его территории для нужд населения. Это потребность, которая по своей значимости стоит выше, чем индивидуальные интересы собственника.

Сервитут публичныйТем не менее, условия обременения должны быть сведены к минимуму, гарантируя возможность беспрепятственного пользования обеим сторонам.

При условии перегибов со стороны муниципалитета, собственник имеет право отстаивать свои интересы в суде или требовать равноценной замены.

Образец соглашения о публичном сервитуте земельных участков.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 703-47-72 (Москва)
+7 (812) 309-93-81 (Санкт-Петербург)
 
Это быстро и бесплатно!

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями В Контакте, Одноклассниках, Facebook, Twitter или Google Plus.

Подписывайтесь на обновления по E-Mail: 

Расскажите друзьям!

Комментариев: 10
  1. Евгений Беляев

    здравствуйте, я специалист по сельскому хозяйству. Мы хотим войти в программу по мелиорации сельхозземель. Для этого нужно произвести отвод земель под канавы. Как это провести и не помогли бы Вы нам с документацией?. Заранне благодарю за помощь.

  2. Денис Смирнов

    Здравствуйте! Уточните различия между частным и публичным сервитутами? Хотелось бы получить развернутый ответ. Благодарю за помощь!

    • оля

      Здравствуйте Денис. Разница между этими двумя сервитутами в том для кого они были сделаны, частный сервитут происходит между владельцами у соседних участков для подъезда или провода каких-либо коммуникации, а публичный сервитут устанавливается государством или органами местного самоуправления для населения.

    • Ольга Анатольевна

      Здравствуйте Денис, разница между этими сервитутами в том, что публичный устанавливается органами власти с проведением общественных слушаний. А частный сервитут подразумевает договорные отношения между собственником земельного участка и собственно лицом, претендующим на его использование в своих целях и подлежит государственной регистрации.

    • Екатерина

      Уважаемый Денис, частные сервитуты могут происходить между собственником участка и человеком который хочет использовать его с своих целях на законных основаниях и по документации. А публичные сервитуты происходят между государством и опять таки лицом желающим использовать участок. Так что отличия не большие но с названия все сказано.

  3. Кирилл

    Здравствуйте, укажите пожалуйста, отличие частного сервитута от публичного?

    • марина

      Здравствуйте Кирилл. Частный сервитут устанавливается между физическими лицами, а если сервитут публичный то там присутствуют органы власти и устанавливается для блага населения, а не для одного человека.

    • Ирина

      Публичный сервитут принимается органами власти по результатам общественных слушаний, либо депутат может вынести этот вопрос на рассмотрение. Распространяется на все население конкретно взятого региона. А частный это простая договоренность между двумя соседями земельных участков, когда пользование участком соседа необходимо другому соседу для каких либо целей.

  4. Антон

    Здравствуйте! 23 статья какого ФЗ? В статье этого не написано!

    • michael

      Антон, дорого времени суток! Большое спасибо за вашу внимательность, внесли изменения в статью:
      «23 статья ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ»

Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий

Получите бесплатную консультацию прямо сейчас:
+7 (499) 703-47-72Москва +7 (812) 309-93-81Санкт-Петербург Остальные регионы:
Онлайн-консультант
Подписка (E-mail)
Обсуждения
Юристы-Эксперты
Москаль Александр
Москаль Александр
Многолетний опыт работы во всех областях юриспруденции и экономики
© 2017 Юридическая консультация.
Москва, Бибиревская улица, 4 (контакты).